Спустя три месяца после обучения мы поговорили с нашей выпускницей Анной Леденевой, мамой троих детей о том, почему она выбрала обучение на курсе «Родительство по Дольто: на стороне ребенка» и что изменилось после его прохождения — в рубрике «Родители ФАР».

— Почему вы пришли на курс «Родительство по Дольто: на стороне ребенка»?

У меня трое детей, два мальчика и девочка. С взрослением старшей дочери я стала все чаще ловить себя на мысли, что мне уже не хватает собственной интуиции и отдельных знаний спонтанно полученных из разных источников. Я поняла, что мне нужен ресурс, основанный на многолетнем практическом знании, который даст мне возможность понять как выстраивать отношения с моими детьми на определенных этапах их взросления. Я пришла на курс, чтобы повысить свою родительскую компетентность.

 

Я часто говорю своей 11-ти летней дочери, что взрослею вместе с ней, для меня это тоже первый опыт быть родителем подростка, я все время учусь и всем сердцем стараюсь быть отзывчивой, понимающей и свободной от «старой школы» воспитания. Изначально я хотела попасть на курс «Родительство по Дольто: на стороне подростка», но координатор академии убедила меня, что курс раннего развития направлен на понимание общей динамики психического развития, где прорабатываются логика развития ребенка фаза за фазой. Я очень рада, что последовала совету и стала участником этого курса.

— Что поменялось в вашем воспитательном подходе после прохождения курса?

Я поняла, что нужно активно занять пассивную позицию. Не считать свое мнение доминирующим над мнением ребенка. На любой вопрос ребенка важно спросить — а как он думает? Всегда можно согласиться или не согласиться, но верное решение для ребенка будет рождено в результате нашего с ним обсуждения, обмена мнением. И даже если ребенок откажется от своего собственного мнения, это будет его решение, а не моя подавляющая позиция.

— Что для вас было самым ценным во время обучения?

Сделать все, чтобы ребенок был свободным, но и быть свободным самому. Это очень важная мысль с которой очень трудно свыкнуться людям поколения, выросшего в режиме академических правил. Мы должны принимать «нет» ребенка, чтобы ребенок мог говорить «нет» другим взрослым, если не согласен с их мнением. Во взрослой жизни дети умеющие говорить «нет» свободно высказывают свое мнение, четко выражают свою позицию, не боятся сделать ошибку, они сильные и уверенные в себе.

 

Еще одним важным открытием для меня была работа с горем. Для того чтобы развиваться ребенок должен проходить через стадии потерь. Так, например, потеря любимой игрушки. Оказывается, для ребенка это сравнимо с потерей самого близкого человека, ребенок переносит на игрушку очень много личного, свои переживания и радости, игрушка становится отождествлением его самого. И вот потеря такой игрушки становится очень трагичной, ребенок может проживать эту потерю от нескольких месяцев до года. И именно в этот момент важно проработать с ним эту потерю, не нужно стараться заменить игрушку, горе потери нужно пережить, это является важным навыком, которое очень пригодится ребенку во взрослой жизни. У моего сына была такая ситуация, мы снова поговорили об этом и я увидела, что ему стало проще, он справился.

 

Имея троих детей с разницей в возрасте 2-3 года, я часто сталкиваюсь с проявлениями ревности, особенно между сыновьями. Мы часто волнуемся, что дети испытывают ревность по отношению к другим детям в семье, пытаемся подавить это чувство. Но на самом деле это чувство естественно и это здорово, что ребенок его проявляет, а не подавляет внутри себя. Негативная энергия рождается внутри и должна выйти наружу, если этого нет, она копится и в дальнейшем где-то появится и будет иметь очень негативные последствия.

Я часто говорю своей 11-ти летней дочери, что я взрослею вместе с ней, для меня это тоже первый опыт быть родителем подростка, я все время учусь и всем сердцем стараюсь быть отзывчивой, понимающей и свободной от «старой школы» воспитания.

— Лучше проходить обучение одному или парой?

Хотя я и делилась с мужем содержанием лекций, было бы очень полезно, чтобы он тоже мог пройти курс. Отец особенно важен на этапе подросткового периода, в котором находится моя дочь. Он разделяет безусловную связь между матерью и ребенком и становится тем необходимым третьим в их отношениях. Дочери очень важно его мнение, раньше мы не придавали этому большого значения, теперь более внимательно относимся к этому факту.  

— Ваш главный вывод после прохождения курса?

Главным выводом и открытием для меня было то, насколько тесно развитие ребенка, с самого его рождения, связано с его сексуальным развитием. Важные этапы сексуального воспитания и специфика Эдипового комплекса, который связан с серьезными переживаниями ребенка. И если в этот период нет поддержки родителей, он может проходить очень болезненно и иметь негативные последствия в будущем. Эта информация была действительно новой и открыла двери и к моим собственным детским переживаниям. Теперь мне будет легче пройти эти этапы с моими детьми и помочь им найти ответы на важные вопросы.

Анна, спасибо за разговор и выбранную осознанную родительскую позицию!