Мы попросили Екатерину, маму Сони, поделиться опытом адаптации ребенка к детскому саду в Берлине. На момент начала сада девочке было 4 года и 2 месяца. Ниже делимся с вами рассказом Екатерины.

Процедура привыкания детей в детских садах Берлина стандартная для всех садиков, но учитывает индивидуальные особенности ребёнка и его темп адаптации в новой среде. Обычно садики выделяют 4-6 недель, но в зависимости от возраста и потребностей ребенка это может длиться и дольше. 

 

Я знаю много историй друзей, как их дети проходили процесс адаптации. У всех опыт достаточно разный, кто-то вписывался быстрее, кто-то медленнее. Я опишу как это было у нас. 

 

Когда Соне было 4 года и два месяца она пошла в новый садик. До этого она уже ходила в другой садик 10 месяцев, и это был не первый ее и мой опыт привыкания.

Перед поступлением в сад у нас была встреча с директором, на которой он показал сад, познакомил с воспитателями, рассказал об обычном расписании дня в саду и о процессе привыкания ребёнка. На этой встрече присутствовала и дочь. Она ещё до начала садика могла ознакомиться с комнатами, игрушками, увидеть людей, которые там работают и даже поиграть, пока я и мой муж общались с директором. На этой встрече можно задать все волнующие родителей вопросы и договориться о дате, когда ребенок начнет ходить в садик.

Процесс привыкания ребёнка в саду сопровождается одним родителем, желательно, чтобы он не менялся в процессе. В нашем случае это была я (мама), но очень часто это делают и папы. В первый день мы пришли с Соней вместе на назначенное время. Нас встретил воспитатель, который был выделен специально для Сони на этот период. Обычно в садиках один воспитатель на 6 детей, то есть если в группе около 30 детей, то воспитателей будет 4-5. Когда приходит новый ребёнок в группу, ему выделяется «личный» воспитатель, который будет проходить с ним процесс адаптации.

 

В первый день мы были в садике всего час. За это время нам показали все комнаты: гардероб, игровые, туалет, спальное место, столовую и двор. Воспитатель наблюдал, где ребёнку понравилось и после экскурсии предлагал там поиграть, старался найти контакт с ребёнком, чем-то его заинтересовать. Примерно через час нас попросили уйти.

 

Маму просят присутствовать в комнате, но быть в стороне, чтобы ребёнок начал понимать, что в саду главный воспитатель, а не мама.

 

На второй день мы пришли на завтрак. То есть, со второго дня ребёнка постепенно начинают знакомить с расписанием дня и ежедневными ритуалами. Воспитатель продолжает работать с ребёнком. Маму просят присутствовать в комнате, но быть в стороне, чтобы ребёнок начал понимать, что в саду главный воспитатель, а не мама. После завтрака у детей утренний кружок, детям рассказывают, что они сегодня будут делать, поют песню-приветствие и/или читают короткую сказку, занимает это минут 30-40. После кружка нас снова попросили уйти, в этот раз мы были часа два с половиной. Соня за это время уже заинтересовалась игрушками, ей хотелось остаться даже дольше.

 

На третий день мы остались уже до обеда. На четвёртый день мы ушли после обеда, перед тихим часом. Таким образом за первую неделю Соня полностью ознакомилась с территорией садика, воспитателями, детьми, правилами садика и ежедневными ритуалами.

 

Прощание с ребёнком это обязательное условие. Ребёнок должен знать, что мама ушла и сказала «пока».

 

Со второй недели мы начали пробовать прощание и уход. Первый час я была с Соней, а когда она увлеклась игрой, мне сказали выйти просто в коридор, но обязательно предупредить об этом Соню. То есть, не должно быть так, что мама тихонько улизнула, пока ребёнок не видит. Мы так и сделали. Соня знала, что я сижу в коридоре и периодически прибегала ко мне проверить, действительно ли я там. Потом снова убегала играть в комнату. Такое разделение (мама в коридоре) происходило примерно три дня, длительность его увеличивалась до момента, когда я заходила за Соней уже после обеда.

Хочу отметить, что если я возвращалась с коридора и Соня меня увидела, значит мы должны были уходить, нам уже не разрешали остаться и ещё немного поиграть. Это делается для того, чтобы ребёнок понимал, что когда мама приходит, она его обязательно забирает и они уходят. То есть мама в садике не играет. Таким образом у ребёнка складывается правило, что в садике он слушается воспитателей и следует правилам группы, а родителей слушается вне садика. 

 

На четвёртый день второй недели было первое разделение, когда я должна была уже по-настоящему уйти. Мы договорились с воспитательницей, что после кружка я попрощаюсь и уйду. Я сказала Соне, что ухожу и вернусь за ней через час. Опять же нельзя было просто «убежать», пока ребёнок отвлёкся. Прощание с ребёнком это обязательное условие. Ребёнок должен знать, что мама ушла и сказала «пока». Соня не хотела меня отпускать, она начала громко плакать и кричать «нет». В этот момент мне помогла воспитательница, она переняла руки Сони, чтобы быть рядом с ней. Когда я ушла, воспитательница, была с Соней, обняла ее и говорила, что мама ушла, но скоро вернётся. Соня успокоилась достаточно быстро, минут 5-7 и она уже не плакала. Они все вместе пошли гулять на площадку и там воспитательница старалась ее увлечь в игру. Когда я вернулась мне рассказали, как всё прошло, как Соня успокоилась, и как прошёл ее день. Соня, конечно, была меня очень рада видеть. С пятницы второй недели я начала прощаться с Соней сразу, как только мы приходили в садик. Мы придумали ритуал прощания. Она ставит стульчик к окошку. Когда я выхожу на улицу, она шлет мне воздушный поцелуй и обнимашки через окно и я уезжаю. Первый две недели Соня оставалась в садике с 8.30 (завтрак) до 13.00 (обед).

 

На третьей неделе мы продлили это время до 14.00, то есть я забирала ее после тихого часа.

И уже на четвёртой неделе я забирала ее в 15.00. В итоге нам понадобилось 4 недели, чтобы полностью пройти процесс привыкания. После этого я могу ее забирать и позже.

 

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Соня достаточно быстро влилась в группу. На второй неделе она уже подружилась с девочкой и они вместе играли целый день. Это конечно большой плюс, когда появляется друг/подруга. Так Соне было легче оставаться, и когда мы едем в садик, она вспоминает, что там ее ждёт подружка. Я осталась очень довольна организацией всего процесса. Тут нужно отдать должное профессионализму воспитателей. Они очень четко руководили процессом, находили подход к Соне, наблюдали за ее реакциями и подбирали нужные слова, вели постоянный диалог с родителями. Они объясняли мне этапы, что и как будут делать, и спрашивали фидбек у меня (например, как Соня вела себя дома после садика), чтобы понимать, как она переживает эту ситуацию. Всё это в сумме помогло Соне быстро и успешно вписаться в группу. Сейчас уже когда я прихожу за ней в сад, она иногда спрашивает, почему я так рано пришла, она хотела бы остаться ещё. Для меня это показатель, что у неё там всё хорошо и ей там нравится.

 

Прошел уже месяц, как вы отдали малыша в детский сад, а в ритм войти все никак не получается? Утренние подъемы – постоянный источник стресса, а расставания в саду сопровождаются слезами? Или вы только планируете отдавать ребенка в сад, но уже волнуетесь, чтоб адаптация прошла мягко?

 

Приглашаем вас на лекцию, посвященную особенностям адаптации к детскому саду.

 

Лекция будет полезна родителям, которые столкнулись со сложностями адаптации, и воспитателям. Вы получите практические рекомендации, как помочь ребенку и сможете обнаружить внутренние неосознанные мотивы, которые могут мешать этому процессу.

ПЕРЕЙТИ К ЛЕКЦИИ