Ольга Школенко

Практикующий психоаналитик, идеолог-основатель 

Французской Академии Родительства

Приблизительно в 40-50 годы ХХ  века и позже, особенно с развитием телемедицины, ученые различных областей знаний получали все больше возможностей узнать о периоде внутриутробного развития ребенка. Педиатры и акушеры, психоаналитики и психологи получали все больше ответов на вопросы о жизни до начала жизни. 

 

 

Подобные открытия привели к созданию в начале 70-х годов ХХ века пренатальной и перинатальной психологии. Перинатальный период охватывает время незадолго до рождения и первые 7 дней жизни. Эта новая отрасль психологии изучает закономерности и особенности развития на ранних этапах человеческой жизни и, что самое важное, их влияние на всю последующую жизнь.

Мы уже привыкли к тому, что врачи, обнаружив патологию плода, могут проводить вмешательство, не дожидаясь родов. Но, возможно, нам еще сложно представить, что в психологической помощи и поддержке может нуждаться не родившееся дитя. 

 

Франсуаза Дольто, французский детский психоаналитик, еще в 40-х годах заявляла, что «…субъект имеет место быть с момента зачатия и что он является субъектом своей истории, субъектом желания и, следовательно, с пренатальной жизни и с рождения он имеет право на уважение…»

Субъект имеет место быть с момента зачатия и что он является субъектом своей истории, субъектом желания и, следовательно, с пренатальной жизни и с рождения он имеет право на уважение

До рождения мать и ребенок — одно единое целое. Родившись, мы утрачиваем безмятежный рай материнского лона, продолжая бессознательно верить в возможность его возвращения. Пытаемся отыскать это райское место или хотя бы приблизительно воссоздать покой и умиротворенность, защищенность и равновесие. Но оказалось, даже в раю мы иногда испытывали тревогу и беспокойство, если ее испытывала мать. Угрозу существованию, отвержение, если зачатие не было желанным или мать пыталась избавиться от плода. Возможно, еще до появления на свет мы увидели свои первые сны. И, пускай, искаженным, но слышали и запомнили папин голос. Оказывается, мужской низкий голос, запоминается ребенком лучше материнского. Этому подтверждение узнавание младенцем песенок или мелодий, напеваемых отцом до рождения. Именно они порой становятся «волшебным успокоительным средством» для новорожденного. Мать воспринимается ребенком, скорее обонятельно, по запаху. 

Удивительно, но многие до-рожденные могут «отвечать» на прикосновения родителей, прикладывая ручку внутри утробы именно в том месте, где снаружи оказалась рука родителя.  

Удивительно, но многие до-рожденные могут «отвечать» на прикосновения родителей, прикладывая ручку внутри утробы именно в том месте, где снаружи оказалась рука родителя.  

 

Подобные открытия должны послужить будущим родителям поводом для более осознанного и ответственного подхода к зачатию детей и периоду беременности. Возможностью переосмысления этого времени не только как подготовке к жизни, но как периоде, когда уже формируется и начинает функционировать психика человека. А также первым возможностям установления контакта и подтверждения принятия миром уникального в своей неповторимости субъекта.