Ольга Школенко

Практикующий психоаналитик, идеолог-основатель Французской Академии Родительства

По сути, психоанализ появился из интереса Фрейда к природе человека и самому себе. Его волновали вопросы «что такое человек?», «как понять других людей?», «как человек становится тем, кем становится?». Выяснилось, чтобы понимать других людей, нужно понять самого себя. Следовательно, если мне нужно научиться понимать себя — значит,  я себя не знаю и не понимаю. Так начался его самоанализ и его практический клинический путь длиною более пяти десятилетий. 

Вся теория психоанализа родилась из практики. Она построена на конкретных жизненных историях тех людей, с которыми работал изначально сам Фрейд, позже — его последователи. На сегодняшний день — это более чем столетняя история миллионов человеческих историй, с одной стороны — имеющих что-то общее, с другой — уникальных в своей индивидуальности. 

Некоторые считают психоанализ сложной, заумной или даже ложной теорией. При этом, не вникая в ее суть, делая поверхностные выводы из досужих мнений и мифов.  Происходит это потому, что все, чего касается психоанализ, непосредственно относится к истории каждого из нас. То есть, невозможно от этого знания отстраниться, быть беспристрастным. Скорее всего, именно то, с чем мы сложнее всего справлялись в процессе развития, и вызовет в нас неприятие или, как говорят психоаналитики, сопротивление. Почему? Потому что с одной стороны, для того, чтобы нас что-то задело, оно должно в нас быть. С другой – это свойство нашей психики – устранять и защищать нас от всего, что доставляет неудовольствие и боль: «Во мне это есть, но я больше об этом ничего не желаю знать».

 

«Я не хочу навязывать никаких убеждений – я намерен пробудить вашу мысль и поколебать предубеждения», – говорил Фрейд.

Человек есть то, как он мыслит и какую позицию он занимает. Чаще всего бессознательно, все последующие события и отношения будут воспроизводиться по прописанному сценарию. Ища что-то новое, мы не ведая будем проигрывать знакомое старое.

Для тех, кто последует за мыслью и подвергнет сомнению некоторые привычные представления, станет очевидным, что, по сути, психоанализ – дисциплина любви. Он изучает любовь во всех ее проявлениях. Ребенок – плод любви двоих. Рождаясь преждевременно с точки зрения физической несостоятельности, рождаясь самым беспомощным в мире млекопитающих, он  ищет любовь матери, от которой зависит его выживание. Он добивается этой любви – привязанности всеми доступными ему способами, и уже с самого рождения ему знакома вся буря чувств, которая, заблуждающимся взрослым, кажется возможной только со взрослением. Ребенок «строит себя» из этих первых отношений. Вернее, его строит приобретенный им опыт. Повторяющийся опыт – создает тот способ взаимодействия с самим собой и внешним миром, который внутренне будет проживаться как собственное Я, а внешне – станут называть характером – типом – темпераментом. Опыт порождает способ мышления: «если я сделаю это – получу то…», «чтобы папа на меня не сердился, мне лучше не попадаться ему на глаза», «чтобы меня мама любила, мне нужно никогда ей не перечить», порождая установки и формируя реакции. Всё, конструкция человеческой жизни готова! Ведь человек есть то, как он мыслит и какую позицию он занимает. Чаще всего бессознательно, все последующие события и отношения будут воспроизводиться по прописанному сценарию. Ища что-то новое, мы не ведая будем проигрывать знакомое старое. Никаких сложностей, если человека это устраивает, то есть доставляет удовольствие. А если нет?

 

С возникшими трудностями – симптомами взрослых – подростков – детей поможет разобраться психоаналитик. Он сопровождает и соучаствует в процессе изменения человеком самого себя. Французский психоаналитик Жак Лакан говорил, что изменение одного элемента системы, приводит к изменению всей системы. И это здорово! Помогая человеку прожить новый опыт, изменить прежние представления, психоаналитик становится свидетелем преобразований. Но не чудесных и мгновенных, а трудного и кропотливого процесса, на котором жуткие призраки прошлого, какими они казались ребенку, превращаются в мыльные пузыри, если позволить посмотреть на них глазами зрелого взрослого. 

Открыть себе доступ в бессознательное, услышать его «настойчивое» требование, встретиться со своими желаниями – все это и есть работа по изучению себя – самопознание. Без преувеличения, самая сложная работа. Но и самая благодарная. 

Согласитесь, это под силу не всем! Во-первых, чтобы приступить к анализу собственной личности, нужно мужество и смелость встретиться с собственными скелетами в шкафу, тараканами в голове, и мутными водами своих иррациональных чувств. Во-вторых, болезненно осознавать, что ты «не хозяин в собственном доме», к чему неминуемо ведет признание бессознательного. Почему я себя не знаю? Потому что мое сознание – лишь малая поверхность, «верхушка айсберга», как говорил Фрейд, а вся глубина моей душевной жизни протекает во мне и, как будто бы, без моего участия. Сознание достаточно ограничено в средствах и может уловить только отдельные аспекты, эмоции, мысли. Можем ли мы расширять свое сознание? Безусловно. Сознательная часть нашего Я – «связной» между нашим внутренним и внешним миром. Единственный инструмент для нашего познания. Но каким образом расширять сознание? Ресурс – наше собственное бессознательное. Открыть себе доступ в бессознательное, услышать его «настойчивое» требование, встретиться со своими желаниями – все это и есть работа по изучению себя – самопознание. Без преувеличения, самая сложная работа. Но и самая благодарная. 

Итак, пройти анализ — это один путь. 

 

Другая возможность – обратиться к психоанализу как к теории развития личности, теории построения субъекта. Когда формируется психика? Когда ребенок начинает эмоциональную жизнь? Что движет ребенком? Какие силы помогают или мешают ему? Какие фазы развития проходит ребенок? Какие задачи выполняет каждый из этапов становления? В чем нужно помочь? В каких случаях важно дать ребенку справиться самому? – все эти вопросы, если ими зададутся родители, имеют свои ответы в накопленном столетием опыте психоаналитической практики.  

 

Главное — осознание того факта, что только поэтапное эмоциональное развитие ведет к истинному жизненному успеху — умению получать удовольствие, приумножать его, разделяя с другими и раскрытию жизненного потенциала — реализации себя.