На консультацию к психоаналитику Ольге Школенко пришла женщина, педагог по образованию. Поводом  для обращения стал звонок учительницы ее старшего 12-летнего сына, которая сообщила, что Артем получил низкую отметку по предмету. Реакция мальчика была неожиданной. Он заявил, что не пойдет домой, боится наказания и лучше ему выброситься из окна или попасть под машину. Мать была шокирована такими словами сына, поскольку считала его страх наказания необоснованным. Но сама вероятность того, что у сына могут быть такие мысли, подтолкнула ее разобраться в случившемся.

 

Артем был старшим в семье, но вторым рожденным матерью сыном. Первый умер при родах. Между двумя родами, женщина 5 лет безуспешно пыталась выносить и родить ребенка. Только появление маленького, слабого Артема было относительно  успешным. Мать очень переживала и боялась за своего ребенка. Ей все время казалось, что с ним может произойти несчастье. Она часто повторяла «первые два года я постоянно была с сыном».  Она радовалась, что он тихий, спокойный, покорный. Ей казалось, что так он в безопасности. Мать стала задаваться вопросом, а хорошо ли это, что Артем никогда не оказывает никакого сопротивления, когда подрос младший сын. Шустрый, бойкий малыш, который  командовал не только старшим братом, но и родителями. «Я сама учусь у младшего», - говорит мать. Для себя она объясняла это тем, что рождение второго сына совпало с непростым периодом в бизнесе и строительством дома. Поэтому она намного меньше им занималась. Ребенок был с няней и в саду.  В процессе нашей работы женщине удалось осознать, что жизнь старшего сына от момента умывания при маме до чтения брату сказки на ночь, также при маме, находится полностью под ее контролем. Она видела растерянность в глазах ребенка, когда активно пыталась пробудить в нем инициативу. Поворотным в их отношениях стал момент конфликта между ею и мужем, который произошел в машине при Артеме. Тогда на упрек мужа, что она не проследила и сын что-то забыл дома, мать, глядя ребенку в глаза, ответила: «А я считаю, что он в состоянии сам позаботиться о себе». С тех пор мальчик перестал подозрительно относиться, если мать не проверяла у него уроки или не указывала, что ему надеть. У него проснулся интерес к «мужскому» спорту – футболу, борьбе. Недавно мать приехала ко мне сияющая, со счастливой улыбкой. Ее вызывали в школу, потому что Артем ввязался в драку со старшеклассником, который обозвал его «малявкой». Силы были неравными, за Артема вступился весь класс. Мальчик был счастлив после этого массового побоища, потому что он был уверен, что его не любят одноклассники и не ожидал такой поддержки. «Он сумел постоять за себя, - повторяла женщина, -  я стояла в кабинете директора гимназии и плакала. Я не призналась им, что плачу от счастья».