КУРС
ДЕТИ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ

Эти годы жизни считаются одним из самых значимых периодов в развитии человека. Разрозненный опыт, переживания, ощyщения собираются, укрепляются, интегрируются  в стрyктyрообразyющие формы, которые мы называем Я и Сверх-Я. В это время продолжают формироваться многие важные  структуры психики, более явно очерчивается характер. Идентификациями с родителями и значимыми взрослыми ребенок собирает свое Я. Также в возрасте 5-6 лет должно происходить важное соотнесение себя со своим полом. 

Внешне – это самый забавный период детства. Хорошо говорящий, мыслящий, иногда по-взрослому, ребенок умиляет своими умозаключениями и логическими построениями. Еще присутствующая детская непосредственность подкупает своей искренностью и наивностью. А оговорки и речевые оплошности часто становятся семейными анекдотами, и еще много лет спустя, тысячи раз повторенные,  сопровождают семейные застолья.  

За всей внешней легкостью и привлекательностью разыгрываются настоящие драмы и эмоциональные бури. Это время возможного проявления серьезных невротических проблем, требующих вмешательства психотерапевта.

Тенденции и устремления этого периода называют эдиповым комплексом. Поскольку он характеризует совокупность переживаний, описанных в древнем мифе о царе Эдипе. Заключается он в том, что ребенок стремиться быть единственно любимым родителем противоположного пола, воспринимая как соперника родителя одного с ним пола. Настоящие любовные страсти, обиды ревности, боль от исключенности из любовной пары родителей – проживаются ребенком со всем накалом, присущим таким переживаниям. Нормальные проявления эдиповой ситуации выражаются очень прямолинейно. Девочка говорит, что она выйдет замуж за папу и у них будут дети, мальчик  - что женится на маме.

Усиливаются попытки завоевать место в постели родителей. Используются всякие уловки, ребенок плачет и требует, отказывается спать один. Ему то холодно, то страшно, то что-то болит. Он возвращается вновь и вновь каждую ночь под тем или иным предлогом. Как поступать в таких случаях? Настоять или пожалеть?

Дальнейшее нормальное развитие возможно только при условии, что ребенок сможет справиться с возникающими трудностями. Помимо этого, именно в это время происходит рождение человека культурного. Ребенком принимается закон общества. Это цена за то, чтобы быть принятым, одобренным и избежать порицания или наказания, плата -  отказ от многих прежних удовольствий. 

 

Вопросы к обсуждению:

Психологические задачи фазы Эдипа.

Половая идентификация. «Кто я  - мальчик или девочка?» Нарушения полоролевой идентификации.
Коварные вопросы:«Почему вы спите вместе?»,«Откуда берутся дети?» Интересы ребенка на данном этапе развития. Варианты фантазий о рождении.
«Когда я вырасту, я женюсь на маме» Любовная жизнь ребенка.
Как относится к детской мастурбации?
Время детских страхов. Как помочь преодолеть пугающие ситуации?   
Какие изменения в поведении ребенка должны настораживать родителей? Поведенческие и  невротические симптомы. Эмоциональные расстройства.
Влияние семейной ситуации. Неуправляемый ребенок.
Эдипово обещание. Функция отца. Оптимальная позиция родителей. Женщина, самостоятельно воспитывающая сына.
Благополучное разрешение эдипова комплекса. Формирование нравственности, совести, морали.