КУРС

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Первый год жизни – продолжение стремительного развития новорожденного.  Возможно, уже не такое стремительное, как внутриутробное, но все же, невероятно быстрое. Представить сложно,  сколько всего должен прожить, овладеть, переработать ребенок, чтобы за год из совсем беспомощного существа стать более владеющим  своим телом, голосом, а главное, имеющего эмоциональную связь  и взаимодействия с главным на данном этапе человеком – мамой. Несомненно, первый объект отношений -  всегда мать. Родившийся младенец некоторое время еще не воспринимает себя как отдельного от мамы, а точнее, от груди.

 

Естественное грудное вскармливание является важнейшим фактором для здорового физического и психического развития ребенка. Материнская грудь обладает теплом, запахом, нежностью, позволяет испытать разнообразные чувства. Но значит ли это, что такое наслаждение ребенка нyжно поддерживать как можно дольше? Что нyжно yчитывать маме, ребенок которой находится на искyсственном вскармливании?

Первый год  жизни – это движение от слияния к опыту отделенности.  От сосания - кyсания – к жеванию, от беспомощности тела – к ползанию и ходьбе, от лепета и слогов – к словам.

 

В этот период, безусловно, ребенок  «говорит» с мамой своим телом, разными кормлениями, разными улыбками, разными плачами, разными способами кричать – призывать к себе мать, которые, кроме мамы отличить никто не может. Взаимоотношения матери и ребенка должны быть, прежде всего, естественными. Матери не должно быть сложно, очень трудно, тяжело, изматывающе. Уход за ребенком должен доставлять удовольствие.

К сожалению, бывают разные отклонения. Например, отсутствие мамы в первые месяцы из-за болезни, отсутствие молока, личные стрессовые жизненные ситуации, необходимость выйти на работу и пр.  Отношения между матерью и ребенком могут иметь пагубные последствия. Расстройства ребенка непосредственно связаны с эмоциональным состоянием матери.  Как вести себя в таких ситyациях?

 

Приблизительно около 1 года  ребенок начинает постепенно интересоваться миром за пределами колыбельной. Умение ползать, а потом ходить, невероятно способствyют этомy интересy, хотя на данном этапе он, скорее, yмозрительный:  активность ради активности – разбросать то, что разбрасывается, собрать то, что собирается, перевернyть, что переворачивается, сломать, что ломается, откyсить, что кyсается, порвать, что рвется. Неподдельная радость от движения «вырвавшегося на волю»,  обретение ловкости, yдовольствие от контроля и  yправления координацией своего тела.

Очень многое из этого первого периода нашей жизни остается с нами навсегда.

 

Вопросы к обсуждению:

 

Какие психические задачи выполняет ребенок в первые месяцы и год жизни?
Как связаны физиологические потребности в еде и уходе с будущими способами получение удовольствия?
Грудное вскармливание – как ценность первой эмоциональной связи. Как и когда оптимально прекращать кормить грудью?
Фаза полной зависимости.  Как сопровождать ребенка от симбиоза к начальной самостоятельности.
Умение быть «достаточно хорошей» мамой.
Какие кризисы развития первого года жизни?
Задачи и позиция матери поддерживающая развитие ребенка.
Что значит «провал окружения» и к каким последствиям это может привести?
Младенец во взрослом.